Апрель
2015
На орбитеБудни и праздники на космической станции4
Старт«Летающая тарелка» на МКС8
Пресс-конференцияИ опыт — сын ошибок трудных…14
НаукаВ ИМБП ждут креативные идеи ...»18
ЮбилейРождение легенды…24
ОбразованиеВосточный вектор СГАУ26
Круглый столКто вырвет зуб на Луне?38
Они были первымиМеня поразила тишина за бортом ...»46
СтратегияГосрасходы — под надежный контроль50
КонкурсБайконур встречает победителя56
СобытиеВечер наступил в полдень58
Главная/Архив журнала

Архив журнала

Меня поразила тишина за бортом

Полвека назад Алексей Архипович Леонов впервые в мире совершил выход в открытый космос. За бортом корабля он провел чуть более 12 минут. Но эти минуты изменили мир. А для нашей страны этот полет наряду с запуском искусственного спутника Земли и полетом Гагарина стал очередным прорывом в освоении космического пространства.

Владимир Николаев
Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор в отставке Алексей Леонов может вспомнить события тех лет едва ли не посекундно, настолько сильны были впечатления.
— Пожалуй, больше всего мне запомнилась тишина, — рассказал Алексей Архипович, — такая, что я слышал свое собственное дыхание, а еще — как бьется сердце. На Земле человек никогда этого не ощущает. 
А перед полетом задачу очень образно и четко поставил главный конструктор Сергей Павлович Королёв: «Моряк, находящийся на борту океанского лайнера, должен уметь плавать в океане. Точно так же космонавт, находящийся на борту космического корабля, станции, должен уметь плавать в открытом космосе. И не только плавать, но заниматься монтажными и демонтажными работами. Не решив эту задачу, дальше уже мы не сможем создавать никакие космические комплексы». 
И Сергей Павлович обратился ко мне со словами: «А ты, орелик, давай, попробуй, как это можно сделать!» Эта работа длилась 2 года. Начиная от создания космического корабля, шлюзовой системы, отработки скафандров, методики выхода, аварийных ситуаций, возвращения.
Первый выход в космос пришлось готовить в сложных условиях: советским конструкторам надо было не только сконструировать аппарат меньших габаритов, но и опередить американцев, которые работали над аналогичным проектом. Техническую документацию разработали в рекордные сроки, и Леонов вышел в открытый космос на 3 месяца раньше американца.
Во время полета не обошлось без сложностей. Специально созданный для этих целей скафандр «Беркут» был рассчитан на 30 минут пребывания за бортом корабля. Из-за разности давлений снаряжение раздувалось и затрудняло движения космонавта, хотя проблем с подачей воздуха не возникало. 
Тренировка в барокамере при вакууме прошла успешно, однако точно смоделировать условия нахождения в космосе в те времена было невозможно, и во время первого выхода ступни ног космонавта оказались ниже крайнего обреза люка. Без опоры Леонов не мог согнуть ноги в скафандре и подняться на борт. Чтобы вернуться на «Восход-2», ему пришлось нарушить инструкцию: залезть в люк корабля головой вперед и разворачиваться уже внутри.
«Взявшись за леера, я протиснулся вперед. Потом закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно ногами. По-другому нельзя, ведь крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30 % объема кабины. Поэтому мне пришлось разворачиваться. Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошел до 190», — вспоминал после полета Леонов.
Специально для выхода в космос был разработан светофильтр — специальный экран, защищающий от солнечного света. Сейчас таким оснащен каждый скафандр.
Первый выход и последовавшие за ним события были полны опасных приключений и внештатных ситуаций. А перед посадкой отказала автоматическая система ориентации, и «Восходу» вместо расчетного места пришлось приземляться в глухой уральской тайге.
Без подвига Алексея Леонова дальнейшее развитие космонавтики было бы невозможным. Как утверждают ученые, автоматы еще долго не смогут заменить человека в открытом космосе.