Сентябрь
2013
На орбитеЕсть рекорд!6
ПотенциалПервый после советского10
АэронавтикаДирижабль над Киржачом ...»16
ИнновацииНовый виток «Прогресса»20
НаукаЛев Зелёный о Луне, Марсе, Меркурии и «птичках» «Колибри»26
ПредприятиеОАО «Протон-ПМ»: двигатель развития32
ОбразованиеСтуденческий «интернационал»44
Проблема«Последний из могикан»50
Акция «РК»Без поддержки не оставим56
СобытияИз космоса границы не видны ...»58
НепознанноеКрах гипотезы мегаимпакта60
МоделизмЗнаменитая «девятка»64
Главная/Архив журнала

Архив журнала

Дирижабль над Киржачом

В современном мире управляемый дирижабль кажется чем-то экзотическим. Однако в «Воздухоплавательном центре «Авгуръ» придерживаются совсем другого мнения. Здесь говорят, что в геологоразведке, дистанционном зондировании Земли он может быть гораздо эффективнее, чем другие летательные аппараты. На летных испытаниях самого большого в стране дирижабля побывал специальный корреспондент «РК».

Александр Давидюк

На площадке Воздухоплавательного центра «Авгуръ» на окраине райцентра Киржач во Владимирской области прошла первая публичная демонстрация полета дирижабля нового типа Au-30, а также открытие первого в стране дирижабледрома. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что 5 лет назад он уже существовал, но недолго.


— Первый специализированный дирижабледром в России был построен у нас в середине прошлого десятилетия,?— сказал глава администрации Киржачского района Владимир Иванович Седых.?— На его базе проводились работы по аэрофотосъемке, дистанционному зондированию местности. Однако из-за экономического кризиса 2008 года объект пришлось закрыть. И вот теперь новые хозяева готовы дать уникальному летному полю вторую жизнь.

 

 

ОТВЕЧАЕТ СОВРЕМЕННЫМ СТАНДАРТАМ


«Киржач-Д» оборудован по всем правилам летной науки: есть своя метеостанция, командно-диспетчерский пункт, аэродромный транспорт. Вместо взлетно-посадочных полос здесь «взлетно-посадочные круги», ведь дирижабль взлетает с места.
Представители ЗАО «Воздухо­пла­вательный центр «Авгуръ» не без гордости показывали свое детище: огромное белоснежное сигарообразное тело с компактной кабинкой снизу (для двух пилотов и восьми пассажиров) покоилось в огромном ангаре, рассчитанном на два таких аппарата. Дирижабль похож на «раздутую» ракету в монтажно-испытательном комплексе. Только вместо мощных жидкостных ракетных двигателей у него два легких винтовых и крестообразное хвостовое оперение.
Как сказал председатель совета директоров «Авгура» Геннадий Верба, в Au-30 использованы самые последние достижения отечественной науки. В частности, удалось создать лучшую в мире оболочку для таких аппаратов. Французский ученый, исследователь Арктики Жан-Луи Этьен дал высокую оценку российским ноу-хау.
Au-30 отвечает всем самым современным стандартам дирижаблестроения: его оболочка выполнена из композитного материала, он очень экономичен с точки зрения расхода дорогого гелия. Дирижабль летает, не расходуя подъемного газа. Естественная утечка газа минимальна. Au-30 имеет возможность вертикального взлета. Навигационное оборудование позволяет эксплуатировать его в любое время суток.

 

 

ПРИМЕНЕНИНЕ


По словам коммерческого директора ЗАО «Воздухоплавательный центр «Авгуръ» Михаила Талесникова, первые контракты с коммерческими заказчиками могут быть подписаны уже нынешней осенью.
— Мы тесно сотрудничаем с администрациями многих северных регионов, но больше всего интереса проявляют власти Якутии. Мы хотели развернуть авиационный центр возле Якутска и выполнять там широкий круг авиационных работ. Это геологоразведка, технический мониторинг огромных территорий,?— поделился он перспективами компании.
По словам Талесникова, для этих целей дирижабль подходит намного лучше вертолета. Взять, например, мониторинг линий электропередач. Сегодня в России они протянулись на 100 тыс. км. Их техническое состояние отслеживается по 150 параметрам. Обычно на вертолет устанавливают лазерный сканер и набор сенсоров. Эти устройства очень восприимчивы к высокой вибрации, поэтому работают некачественно, с высокой погрешностью. Кроме того, базовый вертолет Ми-8 не отличается топливной экономичностью и экологичностью. Он сжигает 800 кг топлива в час.
Au-30, выполняя те же работы, сжигает 40 кг топлива, то есть в 20 раз меньше. Летит медленно и без вибрации. Идеальный носитель для решения подобных задач. Дирижабль отлично подходит для работы в северных регионах: он сертифицирован для полетов при температуре до –40 градусов и заправляется автомобильным бензином.
— На Au-30 также можно катать туристов. Скорость его движения от 60 до 100 км/ч в зависимости от направления ветра. Это довольно увлекательное и прибыльное дело,?— говорит Михаил Талесников.
При этом он подчеркивает, что, с одной стороны, такое применение дирижаблей менее выгодно для «Авгура», а с другой, дирижабельный туризм останется развлечением только для обеспеченной публики. По подсчетам специалистов компании, чтобы бизнес окупался, билет на часовой полет должен стоить около 400 евро при условии, что на борту размещена реклама. Впрочем, думается, желающие с удовольствием прокатиться по «Золотому кольцу» на дирижабле найдутся.
При этом президент компании «Авгуръ» Геннадий Верба считает, что использование дирижабля как рейсового транспорта нецелесообразно: Au-30 может взять на борт всего восемь человек. Однако пока что любые планы на светлое будущее упираются в отсутствие у дирижабля сертификата типа, а у компании?— сертификата эксплуатанта.
По словам генерального директора компании «Воздухоплавательный центр «Авгуръ» Сергея Шугарева, необходимые документы могут быть оформлены в течение ближайшего года. За это время компания должна получить сертификаты МАК и EASA. После прохождения необходимых процедур дирижабли можно будет поставлять за рубеж.
Продукцией «Авгура» уже заинтересовались иностранные заказчики. По экспертным оценкам, потребность в дирижаблях такого типа составляет около 200 штук по всему миру. Из них половина может эксплуатироваться в России. Производственные мощности позволяют строить от 5 до 10 машин в год. Стоимость дирижабля Au-30, в зависимости от комплектации, начинается от 3 млн долл.

 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ


Следующий проект компании?— «Атлант»?— предполагает создание экономичного вместительного транспортного дирижабля, способного перевозить грузы на большие расстояния. Заявлено, что в зависимости от модификации «Атлант» сможет поднимать на борт до 250 тонн груза, перевозя их на расстояние до 5 тыс. км. Разработчики говорят, что этот аппарат будет сочетать в себе лучшие качества дирижабля, самолета, вертолета и судна на воздушной подушке и, помимо прочего, иметь возможность взлета и посадки с любой поверхности, включая водную. По подсчетам представителей «Авгура», компания, купившая «Атлант», сможет окупить его за 4–7 лет, в зависимости от загрузки и типа работ.
— Экономичные, экологичные, безопасные?— такими являются эти летательные аппараты. С ними мы связываем свое будущее,?— говорит председатель совета директоров компании «Авгуръ» Геннадий Верба.?— Это новое слово в воздухоплавании.
По стоимости дирижабль вполне сравним с вертолетом, зато топлива ему нужно в 20 раз меньше. Он не загрязняет окружающую среду и почти бесшумен.
— Создание транспортных дирижаблей?— лишь вопрос времени и денег. Они могут доставлять грузы в самые труднодоступные районы планеты,?— уверен Геннадий Верба.?— Например, без них не обойтись на Севере. Доставлять туда все необходимое по воде можно всего пару месяцев в году, пока реки остаются судоходными. Строить железнодорожные пути?— проблематично и дорого. А дирижабль может перевозить грузы в любое время года.
Справедливости ради следует отметить, что тот летательный аппарат, который нам показывали в Киржаче, обслуживает весьма внушительная аэро­дромная команда?— с десяток человек. Они готовят его к полетам. Вывозят из ангара и доставляют обратно. Мы видели, как непросто укротить аппарат, особенно при сильном и порывистом ветре. Огромная махина легко мотала людей из стороны в сторону в тот момент, когда они швартовали ее к аэродромной машине.
А вот «Атлант» будет принципиально новым воздухоплавательным средством, без недостатков своего предшественника. И столь внушительная обслуга ему не нужна. Время?— строить.