Ноябрь
2014
На орбитеМГУ — МКС: телемост науки6
СобытиеДо встречи в Хьюстоне10
Наука — производствуРабочая поездка главы Роскосмоса14
АктуальноЯдерная энергетика и космос16
Из первых рукЛондонский опыт профессора Ржевского ...»24
ЛидерыЗемная орбита «УСТИ»38
Титаны эпохиПланеты Георгия Бабакина42
МАКДЧерез тернии — к звездам46
НепознанноеТам, на космических дорожках… ...»50
МоделизмРакетоплан-долгожитель56
Будьте здоровы!Между летом и зимой «Заря» поможет нам с тобой60
Главная/Архив журнала

Архив журнала

Лондонский опыт профессора Ржевского

Не так давно в Самарском государственном аэрокосмическом университете с деловым визитом побывал почетный профессор британского Открытого университета Милтона Кейнса Георгий Александрович Ржевский. Ныне профессор возглавил новую лабораторию в Самарском государственном аэрокосмическом университете. О перспективах сотрудничества и новых возможностях вуза, задачах передовой науки и о себе Георгий Ржевский откровенно рассказал спецкору «РК».

Дмитрий Попов

— Георгий Александрович, чем вызван ваш интерес к Самаре, аэрокосмическому университету и проблематике создания мультиагентных систем в новой лаборатории?


— Новая лаборатория?— замечательный проект с точки зрения освоения новых информационных технологий, формирования имиджа университета и продвижения в перспективном направлении?— создании продуктов искусственного интеллекта. В лаборатории будут применяться новые методы, методология и философия подхода к изучению «жизни», например космического аппарата или самолета либо любого другого сложного технического изделия. Начнем с изучения идеи создания аппарата, потом будем рассматривать проект, конструкцию и производство, поддержку необходимого сервиса.
Каждое высокотехнологичное изделие?— например, самолет?— отличается от подобных себе по своим летным характеристикам в зависимости от климата и среды обитания. Например, эксплуатация самолета в арабских странах… Здесь чаще всего причина поломок?— песок, а вот при эксплуатации в Сибири или скандинавских странах?— холод. Значит, происходят другие процессы и ремонты, другие команды. И если через 20–30 лет сравнить самолеты, то получится, что они отличаются друг от друга. Потому что у них разный жизненный путь. Это новый подход к изучению поведения машин?— не только самолетов, но и спутников. Современные методы позволяют оценивать степень надежности каждого технического изделия или узла. Берется один самолет, и определяется надежность всего модельного ряда. Это будет одна из первых тем, принятых к разработке в лаборатории. Результаты должны помочь конструкторам понять, как делать самолеты и космические аппараты более надежными. Речь идет о технической и технологической оценке, в первую очередь о надежности и качестве ремонта.
 

— Почему лаборатория открывается именно в СГАУ, а не в любом другом российском аэрокосмическом вузе?
 

— Это решение принимали другие люди. А меня пригласили в эту лабораторию как эксперта в данной области. Скажу лишь, что 24 года назад по приглашению Российской академии наук я читал лекции по мультиагентным системам в Самаре в институте управления сложными системами. И здесь на лекции познакомился с молодым человеком, который очень заинтересовался перспективным направлением. Он произвел на меня большое впечатление своим умом, быстрым пониманием новой технологии. Это был Пётр Скобелев, и мы стали заниматься вместе наукой и бизнесом. Мы разрабатывали программное обеспечение для воплощения новой методологии. Спустя время мы создали команду, которая вот уже 15 лет занимается разработкой новой технологии в Самаре и в России. Такого подхода и такого результата по созданию мультиагентных платформ нет нигде в мире. Сейчас в нашей компании работает 120 человек, а в аэрокосмическом университете по заказу Правительства РФ мы создали новую лабораторию «Интеллектуальные системы управления жизненным циклом изделия». Ее основное назначение?— создавать новый высокотехнологичный продукт для промышленного применения.
В результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ будет создана новая технология в сфере искусственного интеллекта?— так называемая мультиагентная платформа адаптивного планирования. Она будет управлять ресурсами ракетно-космического предприятия в реальном времени с минимальным участием человека. Ее использование позволит снизить затраты на производство продукции, а также сократить сроки ее последующей реализации. На основе новой технологии будет организовано производство по созданию промышленных интеллектуальных систем управления ресурсами предприятий в реальном времени.
 

— Кто будет работать в лаборатории? И что получит в итоге университет после реализации проекта?
 

— В лаборатории будут заняты и аспиранты, которые будут отрабатывать научные темы, и студенты, которых после окончания университета мы привлечем к работе в качестве помощников. Кроме того, будут постоянные служащие, имеющие необходимые навыки, опыт и знания. Мы планируем привлечь к реализации проекта около 30 студентов, аспирантов и кандидатов наук СГАУ.
Срок реализации проекта?— 3 года. Общая стоимость работ оценивается в 80 млн рублей. Половина этой суммы будет привлечена в качестве софинансирования. В рамках совместного проекта СГАУ и НПК «Разумные решения» будет организовано современное производство промышленных интеллектуальных систем управления ресурсами предприятий в реальном времени.
Но самое главное, пожалуй, заключается в формировании нового имиджа самарского вуза. О нем будут знать в России и за рубежом, потому что это развитие новых способов и методов науки о жизни космических аппаратов и самолетов, это возможность сотрудничества с ведущими российскими и зарубежными институтами и предприятиями. Другими словами, это бренд университета, повышение престижа учебного заведения и национальной науки.
 

— В чем суть технологии мультиагентных систем и каково практическое применение?
 

— Наша система?— это первая методология, которая позволяет в режиме реального времени очень быстро менять очень большие части целого плана. При этом меняются именно те части, которые нарушают план. Чтобы показать масштаб проблемы, расскажу такой пример. Я работал консультантом в концерне Volkswagen. В ночную смену планировщик оптимизирует план на следующие сутки. А днем этот план меняется каждый час. Причина?— изменение спроса на спецификацию. Фирма не может изменить план, который составлял планировщик, и в результате образуется масса автомобилей, которые не будут продаваться или продаются с большой скидкой. Фирме потребовался планировщик, который бы мог менять части общего плана ежесекундно, исходя из ситуации и учитывая малейшее изменение спроса. И мы им помогли решить проблему.


— Насколько применима мульти­агентная система в ракетно-космической отрасли?


— Мы разработали распределенную мультиагентную систему, которая успешно применяется на коммерческих микроспутниках, работающих на малых околоземных орбитах. Спутники выполняют ряд функциональных задач по заказу частных лиц и организаций. Например, эта услуга может быть востребована фермерами. Система автоматически выводит задачу на спутники и распределяет ее между всеми участниками группировки, чтобы контролировать участок Земли постоянно и круглосуточно.
План распределения задачи?— это сложная работа, но система позволяет успешно решать все вопросы.
В России мы сделали такую систему для ракетно-космической корпорации «Энергия». Система планирует загрузку ракеты, которая доставляет полезный груз для космонавтов МКС. Наша система позволяет оперативно и максимально правильно составить порядок загрузки контейнера, учитывая все нюансы: кто-то заболел и не смог передать посылку, в последний момент груз изменился и требуется переменить всю загрузку и т.д. Если коротко, принцип нашей мульти­агентной системы: потребность всегда должна быть равна возможности.


— Для СГАУ это коммерческий проект?


— Нет, коммерческая составляющая принадлежит НПК «Разумные решения». Для университета важна экспериментальная и инженерная составляющие. Все наработки, которые мы получаем в компании, передаются в лабораторию университета для дальнейшего изучения и тиражирования. Это наш вклад в развитие вуза. По сути, это открывает безграничные возможности для всех участников процесса?— сотрудников лаборатории, студентов и аспирантов. Это новое знание. При этом знание, применимое для любой сферы деятельности.
Продукт лаборатории?— новые компьютерные системы?— будет применяться на предприятиях ракетно-космической отрасли в Самаре при производстве новых космических аппаратов или двигателей. Другими словами, мы практическим опытом генерируем знания, которые формируются в университете, а потом переходят в космическую индустрию.
Примеры: перевезти нефть из Саудовской Аравии в Америку. Перевозка занимает 45 суток. Нефть перевозится огромными танкерами. Цена перевозки (совокупные затраты)?— порядка 1 млн долларов. Факторы: забастовки в портах, погода, цены на услуги ремонта и обслуживания танкеров, проход через Суэцкий канал и многое другое. Каждая ошибка стоит очень дорого. Наша система в состоянии управлять 50 самыми большими танкерами мира, а это около 10 % от общего объема перевозки нефти. И при этом наша компания, управляющая этими танкерами, получает прибыль. Одна из наших систем (новое приложение к программному обеспечению) помогла компании Airbus в создании конструкции нового крыла. Всего реализовано около 50 крупных проектов в мире, в том числе и в России. Это и космические технологии, и системы, управляющие расписанием «Сапсанов» на железных дорогах, и грузовые автоперевозки, и многое другое.